Т-34 — лучший танк Второй Мировой войны?Принято считать, что Т-34 — лучший танк Второй Мировой войны. Превосходство Т-34 признают и немецкие генералы. Ф. В.Меллентин в своей книге «Танковые сражения 1939-1945 гг.» пишет: «В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с Т-34». Гудериан в своих мемуарах пишет о предложениях офицеров-фронтовиков выпускать для немецких танковых войск копии Т-34. Но почему Т-34 несли такие большие потери в боях? Попробуем разобраться. Конструктивные особенности Т-34.Надо отметить, что под названием Т-34 известны два танка! Второй, Т-34-85 вобрал в себя опыт войны и был принят на вооружение в январе 1944 года. Именно этот танк стоит на многочисленных постаментах. Мы будем говорить о танке, принятом на вооружение в 1940 году. Если посмотреть сравнительные таблицы, то видно, что по основным характеристикам Т-34 превосходит немецкие танки 1941 года. Его противоснарядная броня имеет рациональные углы наклона, он вооружен мощной пушкой, имеет хорошую проходимость, высокую скорость и большой запас хода. Дизельный двигатель не столь пожароопасен, как немецкие бензиновые. Но танк создается не для таблиц ТТХ, а для боя. Для улучшения одних характеристик приходится жертвовать другими. Одной из главных проблем Т-34 была теснота. В его маленькой башне помещалось только два человека. Командиру танка приходилось выполнять работу наводчика. Это, а также неважное качество оптических приборов, очень затрудняло обнаружение целей на поле боя и снижало скорострельность орудия танка. Конструкция корпуса Т-34 стала образцом для подражания во всем мире, но тоже не обошлась без серьезных недостатков. Башня танка была смещена вперед, поэтому люк механика-водителя пришлось расположить в лобовом бронелисте, что существенно уменьшало его сопротивляемость бронебойным снарядам. На ходу танк сильно раскачивался из-за неудачной подвески, что не позволяло вести прицельный огонь. Не самым удачным решением было и размещение топливных баков прямо в боевом отделении, никак не отделенных от экипажа. Большие проблемы были с двигателем и трансмиссией. Воздухоочиститель не справлялся с очисткой воздуха от пыли, а попадающая в цилиндры пыль приводила к их быстрому износу. Трансмиссия была очень ненадежна. Переключение передач было затруднено, сцепление часто выходило из строя. Немцы в 1941 году отмечали, что почти все захваченные ими танки Т-34 вышли из строя из-за поломки сцепления. Летом 1940 года в Кубинке были проведены сравнительные испытания Т-34 и закупленных в Германии двух Pz.III. По результатам испытаний маршал Кулик приостановил производство танка и только благодаря хорошим связям в руководстве страны директора завода №183, выпускающего Т-34, его производство было продолжено. Завод обязали разработать модернизированный танк. Война помешала этим планам. Качество производства.Качество отечественной продукции всегда было неважным, т.к. у заводов был план в штуках и за срыв плана строго спрашивали, вплоть до сроков за саботаж. В такой ситуации качество отходило на второй план. Армия заказывала танк с гарантийным пробегом в 3 000 километров, но на Т-34 он составлял всего 1 000 километров. Двигатель танка без поломок работал только 150 часов. На стенде! В реальных боевых условиях танк мог пройти 300- 400 км, после чего требовал ремонта! Еще больше проблем с качеством возникло после эвакуации заводов, производящих танки, на восток и замены квалифицированных рабочих, ушедших на фронт, женщинами и подростками. Усовершенствование танка.Нельзя сказать, что конструкторы и производственники не видели проблем. Они прилагали усилия для их исправления. Новые воздухоочистители подняли ресурс двигателя, новая коробка передач и усовершенствование главного фрикциона значительно улучшили маневренность и надежность танка. Были установлены усовершенствованные приборы наблюдения и прицелы. Производственники почти в три раза снизили трудозатраты на изготовление танка. Упрощение конструкции повысило его ремонтопригодность.
В 1941 году Т-34 превосходил своих противников по характеристикам, но этим превосходством было трудно воспользоваться из-за присущих ему недостатков. К 1943 году значительная часть недостатков была устранена, но противник не стоял на месте. Pz.III и Pz.IV были значительно усовершенствованы, появились первые «Тигры» и «Пантеры». Давайте отдадим должное мужеству и героизму наших танкистов, которые дрались с врагом и побеждали его на танках, которые не превосходили противника на столько, как это принято считать!
Обсудить статью можно на Форуме.
В фотоальбоме можно посмотреть фото Т-34 разных модификаций и фото других советских танков периода Второй Мировой войны.
|