Балканские страны. Месть османам за века угнетения. Часть 3. 1-я Балканская война. Боевые действия на море.Флоты стран — участниц 1-й Балканской войны не шли ни в какое сравнение с флотами великих держав. Сербия и Черногория флота вообще не имели, флот Болгарии был очень слаб. Турция располагала довольно внушительным флотом, но … на бумаге! Большинство кораблей были очень старыми, находились в плохом техническом состоянии. Использование турецкого флота против болгарских войск на Фракийском фронте не принесло результата. Болгарское командование в своих планах учитывало наличие у Турции боевых кораблей и основные операции проводило там, куда корабельная артиллерия не доставала. Господство на севере Эгейского моря греческого флота, напротив оказало большое влияние на ход войны на Македонском фронте. Туркам приходилось подкрепления и снабжение своим войскам перебрасывать сухопутными путями, что занимало много времени. Кроме того, вскоре эти пути были перерезаны. Греки активно использовали море для войсковых перевозок, а их десанты захватывали многочисленные острова. Флот Турции.Упадок и нехватка денег в казне в первую очередь сказались на турецком флоте. Большинство кораблей были не боеспособны. Турция имела только одну военно-морскую базу — Стамбул, где располагались арсенал, ремонтные мастерские, четыре сухих и один плавучий док. Боеспособными были лишь 4 броненосца, 2 крейсера, 18 эсминцев и миноносцев. Основная ударная сила флота тех лет, броненосцы, были устаревшими. Броненосец «Мессудие» был заложен в Великобритании в 1872 году, вступил в строй в 1875 году. Конец XIX века был периодом быстрого развития броненосных кораблей, их конструкция постоянно совершенствовалась. Казематные броненосцы, одним из которых был «Мессудие» окончательно устарели к началу XX века. В 1898 — 1903 годах он был перестроен в Италии. Для повышения скорости пришлось частично пожертвовать бронированием и облегчить артиллерию, поэтому после модернизации он стал скорее не броненосцем, а броненосным крейсером. Правда для крейсера скорость в 17 узлов была совершенно недостаточна. Второй броненосец, «Ассари-Тефвик», был построен во Франции в 1870 году. Это был батарейный броненосец, его конструкция к началу XX века была совсем архаичной. При модернизации корабль получил новые котлы и машины, новые пушки. Но вооружение из 3-х 150-мм и 7-ми 120-мм пушек было чрезвычайно слабым для броненосца. В 1910 году Турция приобрела в Германии два старых, вступивших в строй еще в 1894 году, броненосца. Это были «Хайреддин Барбароса» и «Торгуд Рейс». Корабли были барбетной конструкции и несли по шесть 11-ти дюймовых пушек каждый. У артиллерии главного калибра был существенный недостаток. Длина ствола пушек в среднем барбете была меньше, чем в двух других. Это обстоятельство сильно затрудняло пристрелку. Кроме того сектор обстрела пушек, находившихся в среднем барбете был ограничен, всего по 90 градусов на каждый борт. Скорость броненосцев была около 16 узлов, в результате тяжелые корабли греков имели превосходство в скорости. Броненосцы «Хайреддин Барбароса» и «Торгуд Рейс» были самыми сильными турецкими кораблями. В составе турецкого флота было два бронепалубных крейсера. «Меджидие» был построен в 1903 году в США. Крейсер был оснащен котлами системы Никлосса, конструкция которых оказалась неудачной. В результате он не мог развивать паспортную скорость в 22 узла. Второй крейсер, «Гамидие», был построен в 1904 году в Англии. Он был практически однотипен с «Гамидие», но оказался гораздо более качественным. Флот Греции.Греки предвидели возможность войны с Турцией, поэтому в 1911 — 1912 года приняли все возможные меры для усиления своего флота. Денег на все не хватало, но своей родине помог один из богатейших людей Греции того времени — миллионер Георгиос Авероф. Он купил в Италии новейший броненосный крейсер типа «Амальфи». В греческом флоте крейсеру присвоили имя миллионера. Греческий флот в своем составе имел броненосцы береговой обороны «Идра», «Спецай» и «Псара», построенные в 1889 — 1891 годах во Франции. В 1900 году эти корабли прошли модернизацию, а в 1908 — 1910 годах на них были заменены 150-мм орудия на новые того же калибра. В составе флота было 13 эсминцев, построенных в Великобритании и Германии. Восемь из них были построены в 1906 — 1907 годах, а пять были новейшими. В 1911 — 1912 годах на вооружение поступили две подводные лодки французской постройки. Когда началась 1-я Балканская война, правительство Греции реквизировало у частных владельцев девять крупных пароходов, которые были вооружены и превращены во вспомогательные крейсеры. Важнейшим фактором успехов греческого флота был высокий моральный дух личного состава и его хорошая профессиональная подготовка. Боевые действия на море.Греческий флот с самого начала войны действовал активно. Уже 19 октября 1912 года флот вышел в море с целью высадки десанта на острове Лемнос. Турецкий гарнизон в 500 человек 21 октября капитулировал. Командующий флотом контр-адмирал Контуриотис в заливе Мудрос на Лемносе создал передовую базу для блокады Дарданел, вход в которые находился в 36 морских милях. В ночь с 18 на 19 октября 1912 года отряд греческих кораблей из 6 канонерок и 2 миноносцев потопил в заливе Арта турецкий миноносец «Анталия» и высадил десант. 30 октября греческий миноносец потопил в Салониках древний турецкий броненосец «Фетхи Буленд», бывший несамоходной брандвахтой. Крупные греческие корабли базировались на Лемнос, эсминцы и подлодка «Дельфинос» патрулировали выход из Дарданел. Греки захватывали острова в Эгейском море практически не встречая сопротивления. А турецкий флот блокировал побережье Болгарии и 17 — 20 ноября 1912 года вел артиллерийскую поддержку своих войск на Чаталджийской позиции, впрочем без особого успеха. А в ночь с 20 на 21 ноября 1912 года болгарский эсминец «Дерзкий» торпедировал крейсер «Гамидие»! Поврежденному крейсеру пришлось встать на ремонт. Турецкое командование нуждалось в победе для поднятия морального духа войск и населения. Поэтому 1 декабря в Дарданеллы был переброшен флот. 9 декабря крейсер «Меджидие», сопровождаемый канонеркой и четырьмя миноносцами, вышел из пролива на разведку. И тут же был атакован греческой подводной лодкой. Она выпустила торпеду по крейсеру, которая не достигла цели. Это была первая в мире торпедная атака подводной лодки! 14 декабря на разведку вышел турецкий эсминец. Он подвергся атаке двух греческих эсминцев, но ему на помощь пришел крейсер «Меджидие». Греки отступили до подхода подкрепления. Заметив идущие на подкрепление 5 греческих эсминцев, турецкие корабли вернулись в пролив. Бой при Элле.Командующий греческим флотов пришел к выводу, что турки выполняли разведку перед выходом из пролива Дарданеллы основных сил флота. Он вывел свои тяжелые корабли в море. Утром 16 декабря 1912 года греки заметили выходящие из пролива корабли. Это был турецкий флот под командованием Тахир-бея в составе 4 броненосцев, крейсера и 5 эсминцев. В 9.23 с расстояния в 11 800 метров турки открыли огонь. Греки ответили. Пользуясь высокой скоростью броненосного крейсера, командующий греческим флотом через полчаса после начала боя выполнил охват головы вражеской колонны. Турецкие корабли повернули и направились обратно в пролив. Греческий флот их преследовал. В 10.30 турецкий флот вошел в Дарданеллы под прикрытие береговых батарей. Греки добились нескольких попаданий в турецкие корабли. Были повреждены броненосцы «Хайреддин Барбароса» и «Торгуд Рейс», потери составили около 100 человек убитыми и раненными. В греческий крейсер попало три снаряда, погиб один человек, еще 9 было ранено. Турецкий адмирал Тахир-бей был отдан под суд. Бой у Лемноса.Новый командующий турецким флотом, капитан 1 ранга Рамсы-бей, пытался разбить греческий флот по частям. Для этого в очень плохую погоду крейсер «Гамидие» незаметно для греков вышел из пролива Дарданеллы, пересек Эгейское море и атаковал на рейде порта Сирос греческий вспомогательный крейсер «Македония». Вспомогательный крейсер от полученных повреждений затонул, а «Гамидие» ушел в Бейрут. Турки рассчитывали что крейсер «Георгиос Авероф» будет направлен в погоню за «Гамидие». Несмотря на приказ командования, контр-адмирал Контуриотис не поддался на провокацию. 18 января 1913 года турецкий флот в том же составе, 4 броненосца, крейсер и 5 эсминцев, вышел из пролива. Греки хотели сражаться вдали от турецких береговых батарей. Они ждали турок у Лемноса. Турки оставили броненосец «Ассари-Тефвик» охранять вход в пролив, а остальные корабли пошли к Лемносу. В 11.32 начался бой. Присутствие броненосного крейсера было для турок неприятной неожиданностью. Греческий командующий снова попытался охватить голову вражеской колонны, но турки развернулись и стали отступать. Пользуясь превосходством в скорости, греки пытались поставить турецкие корабли в «два огня», но турки отступали полным ходом и греческие броненосцы не могли их догнать. Преследование продолжал только крейсер «Георгиос Авероф» примерно до 15 часов. В результате боя были повреждены крейсер «Меджидие» и броненосец «Хайреддин Барбароса», потери составили 41 человека убитыми и 104 раненными. У греков был ранен один человек!
Греки не уничтожили турецкий флот и даже не потопили ни одного крупного корабля из числа боеспособных. Но греческий флот добился господства на море. В результате греческие войска смогли захватить острова в Эгейском море. Беспрепятственно выполнялись перевозки войск и снаряжения морским транспортом, в то время как турки были лишены такой возможности. Греческий флот выполнил свою задачу и внес свой вклад в победу над Турцией.
Обсудить статью можно на форуме. Здесь можно прочитать первую часть статьи - "Балканские страны. Месть османам за века угнетения. Часть 1. Предпосылки 1-й Балканской войны и боевые действия на Восточном фронте." Здесь можно прочитать вторую часть статьи - "Балканские страны. Месть османам за века угнетения. Часть 2. 1-я Балканская война. Боевые действия на Западном фронте." Здесь можно прочитать четвертую часть статьи - "Балканские страны. Месть османам за века угнетения. Часть 4. 1-я Балканская война. Турция. Авантюристы у власти."
|