Артем Драбкин. "Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар 1941 — 1942."Все дальше от нас Великая Отечественная война. Все меньше остается среди нас ее ветеранов. Только они могут нам рассказать, что происходило на фронте, что они видели и чувствовали. Многочисленные книги, изданные во времена СССР, проходили строжайшую цензуру , поэтому их нельзя считать источником достоверной информации. Артем Драбкин взял интервью более чем у десяти ветеранов, большинство из которых было пилотами истребителей в 1941- 1942 годах. Не обошел он вниманием и техников, готовивших истребители к бою, есть интервью даже с сотрудником конструкторского бюро завода, изготавливавшего истребители. Вторая часть книги — статья Вячеслава Кондратьева, где он делает сравнительный анализ советских и немецких истребителей. Очень любопытна третья часть. Это приказы, касающиеся ВВС, как предвоенного периода, так и времен войны. Ветераны без всякой цензуры рассказали автору наиболее запомнившиеся эпизоды войны, говорили о своем отношении к гибели друзей, начальству и врагу. Рассказали о воздушных боях, причинах побед и поражений в них. Драбкин расспрашивал их о приходящем пополнении и о том, как награждали пилотов, какие немецкие самолеты было труднее всего сбивать, о суевериях летчиков и о том, как проходил боевой день в авиаполках. Эта часть книги помогает окунуться в атмосферу тех лет, увидеть события глазами летчика истребителя на фронте. В статье Вячеслава Кондратьева сравниваются особенности конструкции и характеристики истребителей противоборствующих сторон. Очень простым языком автор говорит о достоинствах и недостатках отдельных моделей истребителей, о том, как их характеристики влияли на тактику воздушного боя. Кондратьев говорит об отставании советских истребителей в 1941 - 1942 годах от противника и объясняет какие технические, организационные и экономические причины не позволяли догнать по характеристикам немецкие машины. Третья часть книги , подборка приказов, касающихся ВВС, позволяет ощутить дух эпохи, понять, какие проблемы стояли перед руководством ВВС и как оно их решало. Меня поразили две вещи. Во-первых, что еще до начала войны были выпущены приказы о маскировке аэродромов и рассосредоточении самолетов. Времени на их выполнение было достаточно, но, как мы знаем, к 22 июня 1941 года ничего сделано не было! Получается, что даже при Сталине в армии процветало разгильдяйство? Во-вторых, меня удивило, что во время войны авиационное начальство не только заботилось о боевом духе войск, но и очень много внимания уделяло материальному стимулированию военнослужащих! Я рекомендую прочитать книгу Артема Драбкина. Она поможет более объективно увидеть войну в воздухе в 1941 — 1942 годах на советско-германском фронте.
|