После окончания «холодной войны» и распада Варшавского договора ВВС Чехословакии в 1992 году проявили интерес к легкому многоцелевому боевому самолету, недорогому и способному вести разведку, оказывать воздушную поддержку наземным войскам, перехватывать дозвуковые воздушные цели. Такой самолет был создан фирмой Aero Vodochody на базе учебно-тренировочного L-59. Фюзеляж подвергся большим изменениям — была изменена носовая часть, чтобы разместить радиолокатор, для сохранения центра тяжести самолет был удлинен позади кабины, он стал одноместным, а кабина была бронирована композитно-керамической броней. Был установлен более мощный двигатель F-124-GA-100 западного производства. Впервые новый самолет поднялся в воздух 2 августа 1997 года. Aero L-159 ALCA состоит на вооружении только в Чехии. Чешская армия заказала 72 машины, один самолет был потерян в катастрофе. Сегодня на вооружении 211 эскадрильи на авиабазе Чеслав находится 24 машины, остальные остаются на хранении. На фото представлен двухместный прототип, серийный номер 5831, построенный в 1994 году. Он использовался для тестирования нового двигателя и других систем. Именно эта машина совершила первый полет 2 августа 1997 года и интенсивно испытывалась до 2000 года. Самолет, налетав 837 часов 50 минут и совершив 1589 посадок, был списан 23 июня 2003 года. Сегодня он находится в авиационном музее в Праге, Чехия.