Биплан Avia B-534 был последним перед Второй Мировой войной серийным чехословацким истребителем. Он составлял основу истребительной авиации Чехословакии перед ее оккупацией немцами. Разработка самолета началась в конце 1932 года. Первый прототип поднялся в воздух 25-ого мая 1933 года. После незначительных доработок он был показан публике 10 сентября 1934 года на авиашоу в Праге. Второй прототип совершил первый полет 5 сентября 1933 года, а 14 апреля 1934 года на нем был установлен национальный рекорд скорости — 365,744 км/ч. Самолет был принят на вооружение министерством обороны Чехословакии и в начале 1935 года была заказана первая партия истребителей. Всего было изготовлено 455 Avia B-534 четырех модификаций с двигателем HS 12Ydrs и 121 машина с двигателем HS 12Ycrs, допускавшем установку мотор-пушки и получившая название Bk-534. После провозглашения независимости Словакии, часть истребителей B-534 и Bk-534 досталось словацкой армии. Эти машины принимали участие в боях с Венгрией в марте 1939 года и в боях с Польшей в сентябре того же года. Словакия была союзником Германии и ее войска приняли участие в нападении на СССР. В составе словацких ВВС приняли участие в боях против Советского Союза и истребители Avia B-534. А когда в 1944 году советские войска подходили к границам Словакии и там началось антифашистское восстание, словацкие летчики на истребителях B-534 дрались с люфтваффе. Последняя победа на истребителе-биплане досталась словацкому пилоту Франтишеку Циприху. Он на истребителе Avia B-534 сбил венгерский транспортный самолет Ju-52\3m. Чехословацкие истребители были в ВВС нескольких стран. 2 машины получила Греция, где они использовались как учебные и связные. Германия использовала трофейные B-534 как учебные, в том числе для пилотов палубной авиации, и в качестве буксировщиков планеров. Болгария получила 72 машины. 11 июня 1943 года болгарские истребители Avia B-534 были направлены на перехват возвращавшихся с бомбежки нефтепромыслов в Плоешти американских тяжелых бомбардировщиков В-24, но безнадежно устаревшие бипланы не смогли догнать новейшие бомбардировщики. Представленный на фото истребитель Avia B-534 серийный номер 226 был отреставрирован в 1973 — 1975 годах с использованием заводской документации и оригинальных агрегатов, полученных из чехословацкого Национального Технического музея. Сегодня он находится в экспозиции авиационного музея в Праге.