Авиационный музей в Праге на мой взгляд один из лучших в Европе. Его богатая коллекция объясняется тем, что с 20-х годов XX века в Чехословакии существовала собственная авиационная промышленность. С 1923 года на вооружении чешских ВВС состояли машины собственной разработки и постройки. Немецкая оккупация и Вторая Мировая война не прошли бесследно для страны. Оригинальные самолеты 20-х — начала 30-х годов не сохранились, но осталась заводская документация, двигатели, отдельные комплектующие. В конце 80-х годов прошлого века с их использованием были созданы реплики самолетов, которые сегодня хранятся в ангарах авиамузея. Это разведчик Aero A-12,
первый серийный истребитель фирмы Aero - Aero A-18,
легкий разведчик-бомбардировщик Aero Ap-32.
Последний предвоенный серийный истребитель ВВС Чехословакии Avia B-534 сохранился до наших дней. В середине 70-х годов XX века он был отреставрирован и сегодня экспонируется в музее.
После немецкой оккупации авиационные заводы Чехословакии стали работать на люфтваффе и производить самолеты, разработанные в Германии. После окончания Второй Мировой войны там остались комплектующие, используя которые строились самолеты для возрожденных чешских ВВС. И даже нелегально продавали истребители для ВВС еще не провозглашенного Израиля! Подробнее об этом в статье «СССР — союзник Израиля». Несколько машин, разработанных в Германии и построенных чехословацкими авиазаводами, сегодня входят в состав коллекции авиационного музея в Праге. Это первоначально созданный как пассажирский и учебный самолет, служивший в ВВС послевоенной Чехословакии бомбардировщиком Aero C-3A,
чешская версия Messerschmitt Bf.109 истребитель Avia S-199,
двухместный учебный истребитель Avia CS-199, созданный на основе Messerschmitt Bf.109G-12,
легендарный Fi-156 Storch, выпускавшийся в Чехословакии до 1949 года под именем Mraz K-65 Cap.
Выпуск первого в мире реактивного истребителя, принявшего участие в боях, Ме 262 продолжился и после падения Третьего Рейха! Строили его в Чехословакии под именем Avia S-92 и он состоял на вооружении ВВС этой страны.
После Второй Мировой войны в Чехословакии по советской лицензии выпускались реактивные боевые самолеты различных моделей. Они и другие советские самолеты в большом количестве представлены в коллекции музея, но чтобы посмотреть эти машины не надо ехать так далеко, их можно увидеть и в России. Также не является эксклюзивом и учебно-тренировочный самолет L-39 Albatross, разработанный и строившийся в Чехословакии.
Уникальным является легкий многоцелевой боевой самолет Aero L-159 ALCA, созданный в Чехии и состоящий на вооружении только ВВС этой страны. Прототип этой боевой машины можно увидеть в авиационном музее в Праге.
Кроме самолетов, строившихся на авиазаводах Чехословакии, в экспозиции музея много интересных машин иностранного производства. Это французский истребитель времен Первой Мировой войны SPAD S-VIIC.1,
британский учебно-тренировочный самолет 30-х — 40-х годов XX века De Havilland DH-82A Tiger Moth Mk.II,
французский учебно-тренировочный самолет того же периода Morane Saulnier MS-230 Et.2.
Послевоенная реактивная авиация, кроме самолетов советской разработки, в коллекции музея представлена британским истребителем-бомбардировщиком De Havilland Vampire FB Mk.6, построенным по лицензии в Швейцарии,
знаменитым «Сейбром» CA-27 Sabre Mk.31, построенным по лицензии в Канаде,
доставшимся вьетнамцам в качестве трофея американским истребителем F-5E Tiger II,
прославившимся во Вьетнаме «Фантомом 2» в варианте McDonnell Douglas Phantom FGR Mk.2 для ВВС Великобритании,
шведскими истребителем SAAB J-35J "Дракен"
и фоторазведчиком Saab SF/AJSF 37 Viggen.
В музее настолько много интересных самолетов, что даже упомянуть обо всех сложно! Кроме самолетов там можно увидеть множество образцов авиационного вооружения. На мой взгляд самыми интересными являются немецкая 30 мм авиационная пушка МК-108, ставшая революционным скачком в вооружении истребителей Второй Мировой войны,
а также не менее революционные управляемая бомба Ruhrstahk/Kramer X-1 Fritz X (PC-1400X)
и противокорабельная ракета Henschel Hs 293A .
Если вы будете в Праге, обязательно выделите день на посещение авиационного музея. Добраться до него очень просто. Надо доехать на метро до конечной станции Letnany, а потом на автобусе несколько остановок. Пропустить музей невозможно — сразу после МИГ-21 на постаменте надо выходить. Вход в музей бесплатный, а на его территории есть кафе, где можно пообедать.
|